Современные методы ремонта нефтепроводов

Современные методы ремонта нефтепроводов

Технический регламент при работе с объектами линейной части магистральных нефтепроводов устанавливает три вида мероприятий: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. Помимо целого комплекса действий по поддержанию трубопровода в рабочем состоянии (контроля за давлением, техобслуживания электродвигателей, подтяжки сальников и т. д.), большое внимание уделяется техническому осмотру охранной зоны, самой трубы и запорной арматуры (задвижек, обратных клапанов, вантузов).

Текущий ремонт магистральных нефтепроводов предполагает мероприятия по обеспечению или восстановлению работоспособности магистрали. Это и очистка от травы, устранение размывов, обозначение расположения трубы знаками, и проверка противокоррозионной изоляции, покраска, очистка внутренней поверхности трубы, установка вантузов, дренажных устройств, различных отводов, перемычек. Для запорной арматуры — это очистка от грязи, прогонка гайки, набивка сальников, проверка задвижек на полное закрытие и открытие, проверка работы различных деталей, замена сезонной смазки, регулировка амортизаторов и т. д.

Капитальный ремонт участка нефтепровода— это самый большой по объему и содержанию работ ремонт. Он проводится при достижении нефтепроводом предельно допустимого износа на линейных объектах. Такой ремонт предполагает разборку, восстановление, замену различных частей магистрали (дефектных участков, антикоррозионной изоляции и запорной аппаратуры), а также различные работы по укреплению дна рек и их берегов, различных насыпей, защитных кожухов под дорогами, земляных дамб, ремонт блок-постов и противопожарных сооружений.

Дефекты нефтепровода классифицируются различными СНИП, ВСН и ТУ, а также регламентами «Транснефти», например Руководящий документ 153-39.4-067-04 определяет дефект нефтепровода, как его отдельное конкретное несоответствие нормативам. Он может находиться в стенке трубы, в ее сварном шве, также в процессе эксплуатации меняются геометрические параметры самой трубы. Дефектными бывают соединительные детали, произведенные с нарушением нормативов. Есть дефекты подлежащие ремонту, есть нет. Самыми опасными являются дефекты первоочередного ремонта.

Среди дефектов геометрических параметров выделяются: «вмятина», «гофр», «овальность». Первая возникает в результате механического воздействия, при котором нарушается соосность трубы. «Гофр» представляет собой чередование выпуклости и вогнутости, уже с нарушением соосности и уменьшением проходной способности трубопровода. Овальность возникает как отклонение от геометрического круга. Зачастую вышеперечисленные дефекты существуют в комбинированном варианте и требуют дефектоскопического контроля.

Дефекты стенок: к ним относятся «потеря металла», «риска» (царапина, задир), «расслоение», «расслоение с выходом на поверхность» (закат, плена прокатная), «расслоение в околошовной зоне», «трещина». «Потеря металла» — это изменение толщины стенки трубы, появившиеся в результате механического или коррозионного воздействия, может возникнуть при нарушении технологии изготовления. «Риска» проявляется на поверхности трубы как углубление в стенке, получившиеся в результате воздействия твердого предмета. «Расслоение» является нарушением внутренней структуры металла трубы и разделяет стенку на слои, это производственный брак. «Расслоение с выходом на поверхность" — при нем расслоение показывается на внешней или внутренней поверхности трубы. «Расслоение в околошовной зоне» примыкает к сварному шву. «Трещина» представляет собой разрыв металла стенки.

Дефект сварного шва означает, что он находится непосредственно в нем или в околошовной зоне. Она устанавливается нормативами. К ним относятся «трещина», «непровар», «несплавление». Могут проявляться «поры», «шлаковые включения» и наружные дефекты («утяжина», «подрез», «наплыв», «чешуйчатость» и т. д.). Они проявляются как брак сварочных работ.

К дефектам нефтепровода специалисты относят различные «инновации» в виде конструкций, соединительных деталей несоответствующих регламентирующим документам. Они представляют собой тройники, заглушки, патрубки, сварные секторные отводы, различные переходники, накладные элементы, приваренные к трубам. Важно, что всякая самодеятельность на магистральных трубопроводах относится к первоочередному ремонту и подлежит немедленному демонтажа.

Применяемые технологии

Для устранения различных дефектов и недостатков применяются только разрешенные техническими регламентами технологии ремонта нефтепроводов -это метод постоянного ремонта и метод временного ремонта. К первому относятся технологии, восстанавливающие работоспособность дефектного участка до нормативного уровня для дальнейшей эксплуатации. Они включают вырезку, заварку, шлифовку, патрубок с эллиптическим днищем, различные вариации муфт (обжимная приварная, композитная, галтельная, удлиненная галтельная для гофр).

Метод временного ремонта подходит для ограниченного периода. Он возник как реакция на ЧП и гарантирует краткосрочное восстановление работоспособности трубы. Во время проведения работ применяются необжимные приварные муфты и муфты с коническими переходами. Они используются на короткие сроки от месяца до года с обязательным постоянным ремонтом в конце применения.

Проблемы ремонта нефтепроводных труб

При проведении всех вышеперечисленных ремонтов требуется наличие на месте аварии или ремонта мощного энергоемкого тяжелого насосно-силового оборудования, а также емкостей или сооружений для временного приема и хранения нефти. Что не всегда можно сделать, учитывая удаленность площадки и трудности доставки техники и оборудования. На сегодняшний день многие компании предлагают мобильные специальные устройства, вводимые во внутрь трубы для последующего ее перекрытия по всему поперечному сечению, а также подключение байпасной схемы отвода нефти.

НПФ «Политехника», в свою очередь, производит мобильные легкие эластичные резервуары для ремонта трубопроводов (МЭР) и рукавные трубопроводы (ПРМТ) , позволяющие также получить значительную экономию при доставке и установке емкостей в зоне ремонта или ЧП. Резервуары доказали свою эффективность на ремонтных работах и ликвидациях аварий на нефтепроводах, нефтепродуктоводах, на складах ГСМ, а также для хранения технологических запасов нефти и агрессивных жидкостей. Поскольку они имеют не только прочную внешнюю оболочку, но и сменный внутренний вкладыш. Он может изготавливаться под конкретную жидкость. При загрязнении вкладыш легко меняется, благодаря технической молнии, установленной на внешней оболочке.

ПРМТ обладают сверхпрочной оболочкой с двухсторонним полиуретановым покрытием. Трубопроводы снабжаются быстрорасборными соединениями типа «Камлок». Их секции достигают 200 м и наматываются на катушки. Катушки устанавливаются на самоходную технику. Рабочее давление - от 1,6 до 2,6 МПа. Длинна до 200 км. Диаметр от 50 до 200 мм.

Для устранения разливов нефти компания предлагает эффективный комплект ЛАРН .

Выводы

Современные технологии и оборудование способны значительно облегчить ремонт на нефтепроводах. Они мобильны, быстро монтируются, приводят к значительной экономии средств.

×
Успешно отправлено!