Логистика предоставляет возможности прогнозировать, контролировать и оптимизировать технологические процессы перемещения товаров/услуг от производителя/поставщика к потребителю. Она позволяет оптимизировать затраты в этой цепочке.
Нефтегазовая сфера включает распределение, транспортировку сырой нефти и газа, их погрузку, хранение, продажу, а также снабжение нефтяных предприятий соответствующим оборудованием, устройствами, механизмами и трубами. Поэтому является одной из самых важных и сложных отраслей отечественной экономики.
Снижение финансовых потерь в линейке от добычи сырья до продажи готового продукта является целью любой финансовой деятельности. При этом особое внимание должно уделяться географии деятельности, природно-климатическим условиям, большим расстояниям и прочим сложностям.
Логистика нефтепродуктов имеет следующие ключевые показатели эффективности: общие логистические затраты, качество предоставляемых логистических услуг, продолжительность логистического цикла.
Например, надо точно просчитать поставки, правильно распределить сырье, нефтепродукты, оборудование и другие материалы по всей логистической цепочке, установить оптимальные маршруты доставки. Еще одной составляющей является управление складами и хранилищами. Здесь без современных систем учета и контроля не обойтись. Они же позволяют осуществлять мониторинг внутренней логистической системы предприятия.
Транспортировка — важный этап в логистической цепочке. Она обеспечивает поставки нефти от скважинных площадок, магистральных нефтехранилищ, нефтеперерабатывающих заводов, и, непосредственно, до потребителя. Оптимальный выбор транспорта и маршрута доставок позволяет значительно сократить расходы. Кроме того, логистика включает в себя и подбор транспортных компаний и подрядчиков. Сегодня перевозку нефтепродуктов производят автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, а также транспортируют с помощью трубопроводных систем.
В рамках распределения нефтепродуктов оптимизируются погрузка/разгрузка хранилищ, движение товаров между различными объектами, производится мониторинг процессов, позволяющий принимать оперативные решения.
Логистика также включает хранение нефтепродуктов. При рассмотрении вопросов хранения учитываются общая вместимость хранилищ, контроль качества и сроков годности, соблюдение правил пожарной безопасности. Особое внимание при работе с нефтепродуктами — это снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций. Уменьшение рисков достигается применением инновационных технологий, регулярной проверкой и обновлением систем безопасности, обучением персонала, сотрудничество с компаниями, работающими в сфере безопасности.
Кроме того, прорабатывается проблематика международного взаимодействия, исполнение таможенных процедур.
Места добычи нефти в нашей стране обычно находятся на значительном удалении от территорий переработки и потребления, поэтому транспортировка сырья является приоритетной задачей. Как было сказано ранее нефть и нефтепродукты могут транспортироваться несколькими способами, рассмотрим каждый из них.
Магистральные трубопроводы являются основой транспортной системы нефтяной отрасли. Они включают различные линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие станции, а также хранилища, состоящие из резервуаров для нефти и нефтепродуктов.
Перекачивающие станции располагаются на расстоянии 70-150 км друг от друга. Они оборудуются центробежными насосами. В них используются трубы диаметром 300-1420 мм с задвижками и другой арматурой.
Длина трубопровода может составлять сотни - тысячи километров. Обычно трубопроводы подают сырье со скважинной площадки до перевалочных пунктов, портов или заводов.
Достоинства и недостатки трубопроводов (см. таблицу):
Достоинства | Недостатки |
Перекачивают нефть | Полная остановка во время аварий и ТО |
Распределяют нефть | Возможность хищений (врезки) |
Экспортируют нефть в зарубежье | Большая металлоемкость и высокая цена |
Подготовка нефти перед подачей в трубу | Требуется мощный стабильный поток |
Морские и речные перевозки производятся танкерами и баржами. Это суда способные перевозить различные объемы нефти в специальных грузовых отсеках (баках). Морские танкеры имеют огромные баки и способны передвигаться на тысячи километров. Баржи плавают по рекам и имеют малые размеры по сравнению с морскими.
Достоинства и недостатки танкеров (см. таблицу):
Достоинства | Недостатки |
Большая грузоподъемность | Экологическая опасность |
Эффективность на длинных расстояниях | Ограничения по габаритам |
Эффективность на длинных расстояниях | Зависимость от погодных условий |
Железнодорожный транспорт является отличным способом перевозки нефти и нефтепродуктов на средние и дальние расстояния. В нем используются специально сконструированные вагоны-цистерны.
Достоинства и недостатки (см. таблицу):
Достоинства | Недостатки |
Гибкость, мобильность, широкая география | Ограниченная пропускная способность, малые объемы |
Быстрая реакция на спрос | Высокая стоимость транспортировки |
Автомобильный транспорт активно применяется на коротких маршрутах, является главным в регионах, где нет трубопроводной или железнодорожной инфраструктуры, обычно используется для связи с конечным потребителем в городах и удаленных районах. В нем специализированные цистерны устанавливаются на грузовиках.
Достоинства и недостатки (см. таблицу):
Достоинства | Недостатки |
Гибкость и мобильность | Ограниченная пропускная способность дорог |
Быстрая реакция на спрос | Высокая стоимость транспортировки |
Отсутствие зависимости от дорожной инфраструктуры | Большой риск аварий |
Если говорить о российских реалиях, то в больших городах и малых населенных пунктах наиболее востребованным средством доставки нефтепродуктов является автомобильный транспорт. Именно на этом виде транспорта можно рассмотреть аварийные ситуации возникающие при логистике нефтепродуктов.
Имеющиеся статистика говорит, что опасные ситуации возникают при загрузке автоцистерн — до 35%, четверть опасностей подстерегают водителей во время транспортировки, столько же при сливе на конечном пункте (АЗС) или на нефтебазе, 10% сложных ситуаций проявляются при движении пустых емкостей, оставшиеся проценты идут на обслуживание автоцистерн.
На сегодняшний день общие потери нефтепродуктов составляют 0,05% их оборота. При этом, потери делятся следующим способом (см. таблицу):
Потери | Объем потерь |
Нефтехранилище | Более 30% |
Железнодорожные и автомобильные перевозки | Более 6% |
Водные перевозки | Более 27% |
Магистральные нефтепроводы | Более 29% |
Из таблицы следует, что при хранении теряется треть нефтепродуктов. Эти потери подразделяются на количественные и качественные. При одних теряются объемы жидкости, при других ухудшается качество нефтепродукта. Следующий тип потерь — гибрид из двух предыдущих.
Количественные потери возникают из-за больших и малых дыханий, эксплуатационных причин (мелкие дефекты труб, системы раздачи, человеческий фактор и т. д.), опять же аварий (см. выше). Сюда следует добавить разливы (перелив, поломка и дефект приборов) и утечки (нарушение целостности и герметичности резервуара).
Сохранение качества нефти в резервуарах является еще одной проблемой при хранении. Качественные потери выявляются при взаимодействии хранимого продукта со стенками емкости, его контакте с кислородом, перемешивании с остатками и нарушения условий хранения.
Для устранения всех типов потерь применяются различные методы защиты такие как плавающий понтон или крыша, газовая обвязка, газоуравнительная система, хлопуши, максимальное заполнение и т.д.
Более 30 лет НПФ «Политехника» предлагает эластичные резервуары ПЭР-Н для хранения нефтепродуктов. Нефтехранилища полимерные — защищают от различных видов потерь, характерных для стальных. Полевые склады горючего, десятилетиями успешно работающие в различных природно-климатических условиях, являются наиболее ярким примером оптимальных решений.
Добавим, что при различных аварийных ситуациях следует обратить внимание на мягкие резервуары для нефтепродуктов. Они предназначены для временного хранения нефти/нефтепродуктов, в том числе и агрессивных веществ. МЭР в свернутом состоянии легко доставить на место ЧП и развернуть на любом ровном месте без привлечения техники.
Среди многообразных изделий, выпускаемых компанией, есть мобильные резервуары, которые размещаются на автомобильных платформах и, конечно же, флекситанки.
Создание флекситанков стало современным гибким решением для жидких грузов. Поскольку их появление было приурочено к тотальному внедрению стандартных металлических контейнеров ISO (20-ти и 40 футовых), в основном, для сухих сыпучих и перевозки наливных грузов в конце прошлого века. Суть процесса в размещении мягкой емкости в металлическом контейнере со стандартными креплениями для разных видов транспорта.
Контейнерные флекситанки обладают высокой герметичностью и исключают соприкосновение перевозимой жидкости с окружающей средой. Флекситанк для опасных грузов — это композит, который состоит из двух-пяти слоёв различных компонентов с внутренним и внешним напылением. Прочность этих полимерных материалов обеспечивается крепкой армирующей тканью.
НПФ «Политехника» выпускает флекситанки на уникальных линиях автоматической сварки токами высокой частоты и ручной сварки горячим клином, что обеспечивает надежную герметизацию швов. Проверку качества производит сертифицированная лаборатория и испытательный стенд.