Оптимизация процессов хранения и логистики в полевых складах горючего

Оптимизация процессов хранения и логистики в полевых складах горючего

С февраля 1936 года Руководителем Управления снабжения горючим Рабоче-Крестьянской Красной Армии стал Н.Н. Мовчин. Он предложил для мобильных хранилищ использовать резинотканевые резервуары, так появились первые полевые склады для нефтепродуктов, которые всегда находятся в постоянной готовности к смене дислокации и осуществляют операции по приемке, хранению и отпуску горючего в полевых условиях.

Оптимизация хранения горючего

Оптимизация процессов хранения предполагает, прежде всего, эффективное использование самого пространства топливного склада. Далее, улучшение эксплуатационных характеристик резервуарного парка по снижению затрат на его эксплуатацию, сокращение технологических операций, уменьшение управленческих ошибок.

Особое внимание - оптимизации логистики полевых складов, которое направлено на формирование эффективной транспортно - логистической системы с целью снижения трат на ее работу. И наконец, неукоснительное следование требованиям пожарной безопасности к складам ГСМ, что является основой безопасного хранения горючих веществ.

Немаловажную роль играет оптимизация запасов ГСМ, поскольку она влияет как на хранение, так и на логистику полевого склада горючего. Речь идет о рациональном определении общего объема резервуарного парка, в соответствии с количеством техники на отдельном объекте. Например, недостаток топлива вызовет простои, избыток потребует дополнительных мощностей для хранения.

В данном случае для оптимизации хранения горючего специалисты проводят математическое моделирование. Оно указывает на объемы, время хранения и периодичность, учитывает спрос (постоянный или переменный), его ритмичность или необходимость подвоза топлива, финансирование данных мероприятий.

Характеристики и особенности типов складов

Существует несколько типов складов: самостоятельные (перевалочно-распределительные), дочерние (распределительные), перевалочные и распределительные.

Самостоятельные обладают большим резервуарным парком для хранения, перевалки и снабжения. Они обслуживают несколько потребителей. Такой склад можно разделить на три категории: малый вместимостью на 10 тыс. куб. м, средний — 10-50 тыс. куб. м, крупный — 50 куб. м и более.

Дочерние принадлежат крупным предприятиям. Эти склады имеют ограниченные объемы в 4 тыс. куб. м подземных хранилищ или наземные, которые ограничиваются 2 тыс. куб. м легковоспламеняющихся продуктов с температурой воспламенения ниже 45°С, а также горючих нефтепродуктов (выше 45°С) — в 20 тыс. куб. м и 10 тыс. куб. м соответственно.

Перевалочные производят перевалку с одного вида транспорта на другой. Распределительные отпускают топливо розничному потребителю.

Полевые склады горючего скорее следует отнести к дочерним или распределительным, потому что они обслуживают корпоративную технику. Их основной характеристикой и важной особенностью является высокая мобильность, которая включает простоту развертывания/свертывания хранилища, легкий вес, малые габариты при транспортировке резервуаров, несложный процесс эксплуатации, приемлемые сроки работы.

Такими свойствами обладают изделия НПФ «Политехника»: герметичные эластичные емкости для нефтепродуктов и топлива, которые изготовлены из высокопрочной ткани полотняного плетения, обычно это полиэстер или нейлон. На них нанесено двухстороннее полиуретановое покрытие. Такая оболочка может работать в экстремальных условиях жаркого или холодного климата и имеет диапазон температур от -50°C до +80°C.

Добавим, что резервуары НПФ «Политехника» являются типовыми, сертифицированными изделиями подушечного вида. Об их проектировании не может быть речи. Заказчику в заявке следует указать тип хранимого вещества и объем.

Типовые полевые склады горючего на 1000 м3 (состоят из 4 ПЭРов по 250 м3) или на 2000 м3 (состоят из 8 ПЭРов по 250 м3). ПСГ размещаются в стандартных евроконтейнерах, соответственно двадцатифутовом или сорокафутовом, зачастую там же установлен насосно-раздаточный модуль, позволяющий заправлять с помощью топливораздаточных колонок пять машин одновременно.

Кроме того, в базовый комплект ПСГ входят напорно-всасывающие рукава, сборно-разборные трубопроводы, запорная арматура, быстросборные соединения, насосы, счетчики, средства сигнализации, пожаротушения и молниезащиты, системы дренажа. ПЭР размещаются на противофильтрационных пологах в специальные бермы.

Вес свернутого ПЭР-250Н составляет 540 кг, бригада из нескольких специалистов легко развернет его на ровном участке местности. В этом случае компания работает под лозунгом «организация склада за 1 день». Далее, при эксплуатации резервуара не требуются текущие и плановые ремонты, поскольку это просто наливная емкость, которой необходим регулярный визуальный осмотр.

Добавим, что ремонтировать эластичные резервуары можно как заполненном и порожнем состоянии. В первом случае можно устранить сквозные проколы, течь нефтепродукта в углах резервуара, просачивание или течь нефтепродукта в местах присоединения арматуры к оболочке резервуара. Часто ремонт осуществляется с помощью струбцин.

Конкуренцию ПСГ может составить АЗС, которая обычно используется для стационарных резервуарных парков, поскольку она формируется из модульных сооружений многоразового использования, но под них требуется организация прочного фундамента и земляные работы. Такая АЗС имеет здание операторной, навес над колонками, резервуарный парк, аварийную и сточную емкости, противопожарный запас воды.

Внедрение на практике

Обычно ПСГ размещаются на открытых площадках, под навесами или в специальных помещениях. Расстояние от хранилища до автомобильных, железнодорожных дорог и населенных пунктов определяется техническим регламентом и должно быть (см. таблицу):

Объект Объем Расстояние
ПСГ До 500 м3 500 м
ПСГ До 500-1000 м3 1000 м
ПСГ Более 1000 м3 1500 м

Площадки ожидания наливного транспорта организуются в 100-200 м от ПСГ. На берегу склад развертывается в 250-500 метрах от береговой линии.

Пример из практики НПФ «Политехника». В 2007 году на Байдарацкой губе полуострова Ямал был развернут склад вместимостью 3000 м3 на берегу Карского моря. Нефтеналивной танкер стоял в 2 км от береговой линии. На сегодняшний день у компании в работе более 200 ПСГ на Дальнем Востоке и Арктике, которые являются примерами успешного внедрения на практике инновационных предложений.

Более пяти лет НПФ «Политехника» работает над проектом по «организации жизнеобеспечения береговой базы снабжения на полуострове Гыдан, соседе Ямала, для полной автономной работы в условиях Крайнего Севера».

Проект предполагает, что оптимизация хранения горючего и оптимизация логистики будут проходить по определенному общему плану, начиная с транспортировки и шеф-монтажа хранилища вместимостью 6 000 м³, которые были исполнены в короткие 2 месяца. ПСГ оборудован насосоно-раздаточным модулем для приема/выдачи дизельного топлива и станцией верхнего налива нефтепродуктов АСН-80. В период навигации дизель будет скачиваться с помощью НРМ с нефтеналивного танкера, стоящего в море.

Для снижения управленческих ошибок на складе ежемесячно проводятся учения по ликвидации возможных ЧП, согласно плану ликвидации аварийных ситуаций и разлива нефтепродуктов.

Заключение

Добавим, что новый ПСГ имеет лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов I,II,III классов опасности и регистрацию опасного производственного объекта (ОПО) (Государственный Реестр Опасных Производственных Объектов, Свидетельство о регистрации А02-92125).

×
Успешно отправлено!