На бытовом уровне логистика всегда увязывалась с неким перемещением, но в широком смысле это понятие охватывает более емкий круг вопросов. Поскольку она бывает закупочная, производственная, складская, сбытовая, транспортная, информационная, таможенная, военная и, наконец, комплексная.
Сам термин возник в военной среде в древние времена, характеризуя подвоз продовольствия, фуража и оружия. Позже военная логистика включила в себя понятие доставки горючего для боевой техники на передовую.
В тридцатых годах прошлого столетия появились мягкие резервуары из искусственной резины. Они стали использоваться в разных отраслях народного хозяйства. Учитывая высокую устойчивость резервуаров к агрессивным средам в них стали хранить и перевозить продукцию нефтехимической промышленности. Постепенно росла роль резервуаров в транспортировке горюче-смазочных материалов. На грузовые платформы стали устанавливать мягкие емкости. Чуть позднее, резервуары получили распространение, опять же в военной среде, в организации скрытых мобильных хранилищ горючего.
Например, применение мягких резервуаров в военной логистике во время Великой Отечественной Войны приняло массовый характер. Так, использовалась следующая схема: емкости доставлялись в свернутом виде, размещались в яме, заполнялись проезжавшими якобы мимо бензовозами, маскировались. Далее, использовались танковыми частями, вызывая удивление у противника, имеющего разведданные аэрофотосъемки и просчитавшего расход топлива боевых машин. Добавим, что военная авиация перешла на применение резино-тканевых бензобаков в самолетах в это же время.
Учитывая возможности эффективного хранения нефтепродуктов в полевых условиях в 1953 году в Советской Армии резино-тканевые емкости были приняты на вооружение. Характеризуя логистику эластичных резервуаров в армии специалисты говорили, что их удобно транспортировать, разместив в одном автомобиле емкости довольно большой вместимости, а также можно быстро развертывать и свертывать. На сегодняшний день эти характеристики стали визитной карточкой резервуаров для нефтехимической промышленности.
В наше время многочисленные факты свидетельствуют, что эластичные резервуары в логистике, практически во всех ее ветвях идут с большим опережением по сравнению с аналогичными емкостями из других материалов.
Взять со склада готовой продукции НПФ «Политехника» свертку типового эластичного резервуара, забросить ее в кузов автомобиля, доставить на место, развернуть емкость на ровной поверхности либо в земляном амбаре с помощью нескольких человек в самые короткие сроки, установить трубы, соответствующую арматуру и готово. Кроме того, в комплект поставки входит легкая защитная берма для резервуаров, задача которой сохранение экологии. Таким образом, опыт компании показывает, что склад ГСМ за сутки — это реальность.
Причем, все проводится без получения различной разрешительной документации и всевозможных сложных расчетов плюс проектных решений. Полимерный эластичный резервуар является временным сооружением и не требует разрешений. Это вполне отвечает целям закупочной логистики в поиске оптимальных поставщиков и товаров.
Выборку характеристик, представленных на рынке, отдельных резервуаров вместимостью в 5 кубических метров можно рассмотреть в следующей таблице:
Характеристики | Стальные РГС | Пластмассовые | Полимерные |
---|---|---|---|
Рабочий объем (м3) | 5 | 5 | 5 |
Рабочая температура С° | Ст 3 до -20°С 09Г2С -15 до -70°С | от -30 до + 60°С | от -70 до + 85°С |
Габариты мм Рабочие габариты: Высота Ширина Длина Толщина | 2050 1808 2500 4-8 | 1900 1810 2220 от 8 | В скрутке 1200х600х160 1000 2500 3000 около 1 |
Вес кг | 1000 | Около 100 | 25 |
Срок службы г. | 10 | 10 | 10 |
Цена (примерная) руб. | От 100000 | От 40000 | От 45000 |
Если проанализировать вышеперечисленные данные из таблицы, то можно с уверенностью сказать, что для организации топливохранилища в средней полосе, подходят все представленные в таблице емкости, правда с небольшим уточнением, учитывая -300С морозы металлические емкости должны быть из специальной стали или их надо теплоизолировать.
Так же из таблицы следует вывод, что преимущества полимерных эластичных резервуаров в логистике, особенно в складской ее ветви неоспоримы. Скрутка 1200х600х160 мм сосуда в 5000 литров весом в 25 кг легко перемещается, имеет удобные габариты может разместится на любом стеллаже, причем не одна. Например, на складе НПФ «Политехника» в Калужской области есть запас эластичных резервуаров ПЭР-Н разной вместимости, занимающий небольшую площадь. А теперь давайте представим себе площадку с готовой продукцией на заводе по производству стальных емкостей — есть разница?
Далее, при транспортировке мягкий резервуар объемом в 5 м3 войдет в багажник любого легкового автомобиля, не говоря про вагон, кузов или вертолет, чего не скажешь про твердые аналоги. Под их габариты и вес потребуется уже специальный транспорт. Транспортировка резервуаров, особенно габаритных, всегда вызывала проблемы и лишние затраты, особенно на железной дороге. А там, где нет, вообще, никаких дорог — это сплошная проблема. Поэтому вахтовики и разведчики недр чаще обращают внимание на мобильные емкости компании.
Отметим, что НПФ «Политехника» около тридцати лет производит резервуары для нефтехимической промышленности. Ее полевые склады горюче-смазочных материалов на 1000 и 2000 м3, которые способны обеспечить месячной нормой потребностей в ГСМ — 100 и 200 единиц техники работают в разных точках планеты. ПСГ обычно размещаются в евроконтейнерах двадцатифутовых и сорокафутовых. Они включают 4 или 8 шт. ПЭРов подушечного типа по 250 м3 (возможные варианты от 25 до 320 м3), противофильтрационные полога и бермы, сборно-разборные трубопроводы и соединения, напорно-всасывающие рукава, насосы, счетчики, раздаточные колонки, системы сигнализации, пожаротушения, молниезащиты и т. д.
Их не так много. Например, всевозможные колющие и режущие предметы могут повредить оболочку резервуара. Существуют ограничения по вместимости - не более 500-600 м3.
При этом, учитывая потребности нескольких отраслей отечественной промышленности в мягких резервуарах компания преступила к выпуску ПСГ в 10000м3, а это уже 800 машин.
Они в снижении затрат в цепочке от производителя к потребителю — в этом цель любой логистики. Например, желание облегчить участь перевозчика привели к знаменитой контейнерной революции в 50-х годах прошлого столетия. Под ее влиянием произошли большие изменения в модальной перевозке наливных грузов. В результате этого события мир получил унифицированные евроконтейнеры, подходящие под все виды транспорта. Под них оборудованы практически все морские и речные порты, железнодорожные товарные станции и перевалочные узлы.
В евроконтейнер перевели почти все свои товары и перевозчики наливных грузов, разместив мягкие резервуары — флекситанки в них. Евроконтейнер стали пломбировать на месте отправки и вскрывать в месте назначения. Таким образом, упростилась таможенная логистика: при сохранности пломбы нет смысла проверять содержимое. Контейнеры стали пересекать границы минуя таможенные проволочки.
Флекситанки могут быть одноразовыми и многоразовыми. В последние можно заливать один и тот же продукт многократно, одноразовые подлежать утилизации. При размещении в стальном евроконтейнере полимерной емкости ни что не угрожает, если ее правильно установить. Устойчивость к повреждениям обеспечивает рифленый картон, который отделяет оболочку резервуара от внешних стальных стенок. Наливную жидкость откачивают с помощью насоса.
Учитывая высокую мобильность полимерных резервуаров, их физико-химические характеристики можно говорить об их экономических преимуществах по сравнению с аналогами из других материалов в общей комплексной логистике. На практике от первого звонка в компанию до получения готового склада ГСМ могут пройти считанные дни, причем без больших затрат на логистику.