Конечно, подготовка к любому сезону является хлопотливым мероприятием для любой нефтебазы поскольку меняются температурные условия хранения нефтепродуктов. Она обычно проводится по заранее утвержденному плану, который учитывает специфику работы данного топливохранилища в рассматриваемый период. Например, при подготовке резервуара к зиме существенное влияние на этот процесс оказывает температура замерзания хранимого дизельного топлива.
Отметим, что резервуарные парки, на сегодняшний день, могут формироваться из емкостей, изготовленных из различных материалов. Ранее это были стальные и железобетонные сосуды. Они считаются наиболее эффективными в заглубленном и подземном варианте в процессе защиты топлива от низких температур.
Сейчас быстрыми темпами расширяется применение топливных емкостей при строительстве нефтебаз из полимерных эластичных тканей. Хранение различных видов топлива в мягких резервуарах имеет свои преимущества и недостатки по сравнению со стальными аналогами.
Итак, техническое обслуживание РВС и РГС, в том числе резервуаров для дизельного топлива, заключается в периодическом осмотре и проведении регламентных работ по резервуарам, их оборудованию, трубопроводам обвязки емкостей, приборам и системам контроля и пожаротушения
Например, обход и осмотр должны производиться по графику и инструкциям заводов-производителей с отметками в соответствующем журнале. Ежедневно его проводит обслуживающий персонал, еженедельно — ответственный за эксплуатацию резервуарных парков, ежемесячно — руководство базы, ежеквартально — комиссия производственного контроля подразделения, раз в год - КПК всей базы.
Текущий ремонт осуществляется по мере необходимости без освобождения резервуаров. Он производится по результатам осмотра КПК и ответственных лиц.
Техническое обслуживание и текущий ремонт баз проводятся силами и средствами обслуживающего персонала.
Эксплуатация должна производится при строгом соблюдении «Правил технической эксплуатации резервуаров». Прежде всего, мягкие резервуары, производства НПФ «Политехника», следует оберегать от соприкосновения с острыми предметами, как при транспортировке, шеф-монтаже, так и при эксплуатации. ПЭР укладывают на очищенную от опасных предметов площадку или на противофильтрационный полог с последующим грунтовым обвалованием. Его техническое состояние контролируют ежедневным обходом с тщательным внешним осмотром.
Причинами для появления протечки в резервуаре могут стать сквозные повреждения оболочки, расслоения швов, нарушения герметичности в углах резервуара, разрыв внешней оболочки, отрыв усилительных лент в местах соединения с металлическими скобами, просачивание или течь дизеля в местах присоединения арматуры к оболочке резервуара.
Текущий ремонт мягких резервуаров можно производить как в заполненном, так и порожнем состоянии. Сквозные повреждения, в том числе и прокол, устраняются с помощью металлических ремонтных пробок №1 и №2, зажимных шайб и струбцин.
Интересный факт, ПЭР может быть заменен на запасной, а поврежденный, без проблем, отправлен в ремонт с соответствующим формуляром и дефектной картой. Перед отправкой он очищается, на нем отмечаются повреждения, после чего емкость в свернутом состоянии транспортируется к месту ремонта.
С металлическим, тем более с железобетонным резервуаром такие манипуляции не возможны, поскольку они являются тяжелыми стационарными конструкциями с большим количеством различного оборудования.
Да, при оценке резервуарных хранилищ, их эксплуатационных характеристик многие допускают ошибку, расценивая основную составляющую базы — резервуар, как простое сооружение, напоминающее большую железную бочку. Но эта бочка, точнее вертикальный или горизонтальный цилиндр, имеет столько важного оборудования и устройств, таит в своей конструкции множество технических решений по выбору материалов и упрочнению стенок, днища, крыши и самой конструкции, что, в пору, можно говорить о сложном объекте, да еще и представляющим собой серьезную угрозу окружающей среде и людям.
При формировании стальных хранилищ дизельного топлива у отечественного заказчика есть выбор: воспользоваться типовым резервуаром с сайта производителя или из каталога готовой продукции, тем самым принять заводские условия для дальнейшего использования емкости. Это ускорит и облегчит процесс проектирования и производства изделия или даст возможность воспользоваться складом готовой продукции. При этом не следует забывать о предотвращении замерзания дизельного топлива для чего потребуется устройство обогревательного оборудования.
Или, для правильного хранения дизеля или другого типа топлива выбрать индивидуальный проект. Обычно все начинается с назначения срока службы. Отталкиваясь от него производители начинают разработку технико-экономических показателей, учитывая буквально все: от почв и климатических условий на эксплуатационной площадке до марки стали и толщины дна, стенок и крыши резервуара плюс, опять же, эффективная защита резервуара от мороза.
Далее, на весь период службы резервуара назначаются регламентные работы по обслуживанию и ремонту емкости. Они осуществляются в полном соответствии с инструкцией, которая утверждает директором базы. После двадцатилетнего срока работы эксплуатационники определяют возможен ли ремонт, а главное, его целесообразность.
К общим техническим решениям, гарантирующим безопасность при длительной эксплуатации резервуарного парка нефтебаз (более 20 лет) относятся антикоррозионные лаки и краски (20 лет гарантии), припуск на коррозию стенок, днища, понтона, плавающей крышей (20 лет гарантии), установки электрохимической защиты. Особое внимание к герметичности днища, для чего его делают двойным, конструируют днище емкости и фундамент с возможностью постоянного их мониторинга.
Конечно, важным элементом круглогодичного обслуживания является диагностирование. Во время эксплуатации проводится двухуровневое диагностирование: без вывода из использования или с остановкой применения емкости. Интересно, что последнее диагностирование полной группы однотипных резервуаров РВС при сроке эксплуатации до 20 лет осуществлять необязательно, можно ограничиться одним из подобных. Уточнение — вся группа все-равно подвергается частичному (без вывода из строя) диагностированию, если без выявленных дефектов, то продолжается применение.
У полимерных эластичных резервуаров отсутствует проектирование, поскольку ПЭР имеют стандартную подушечную форму и различаются вместимостью и функциональным назначением. На складе готовой продукции в Калужской области всегда есть запас различных типов полимерных изделий, в том числе для хранения нефтепродуктов в экстремальных условиях.
В отличие от металлических емкостей они обладают легким весом, имеют малые габариты при транспортировке. Им не требуется фундамент, шеф-монтаж прост и производится бригадой специалистов. Разработки же проводятся компанией с целью создания новых изделий. Полимерные эластичные резервуары изготавливаются из прочной ткани с поливинилхлоридным покрытием.
Все ПЭР производства НПФ «Политехника» оборудуются отводами, патрубками и люками-лазами. Через люк всегда можно произвести замеры уровня горючего с помощью различных измерительных устройств.
На сегодняшний день, компания выпускает типовые полевые склады ГСМ и горючего из полимера. В них входят ПЭР-Н вместимостью 250 м3. Общий объем склада бывает 1000, 2000 и 10000 м3. Обычно ПСГ объединены в единую систему с насосно-раздаточными модулями различной комплектации. С помощью НРМ и осуществляется контроль над резервуарами нефтепродуктов, поскольку в их комплектацию входят стационарные счетчики жидкости, кроме того, модули имеют топливораздаточные колонки со счетчиками.
В нормативно-технической документации отмечаются следующие действия по предзимней проверке резервуаров для топлива: необходимо слить подтоварную воду, проверить дыхательную и предохранительную арматуру, огневые предохранители, уравномеры и проотборники, утеплить дренажные устройства газоуравнительной системы. Кроме того, зимнее хранение дизельного топлива требует проверить электро- и пароподогреватели для поддержания температуры в резервуаре. Необходимо слить воду из трубопроводных коммуникаций и утеплить их. Крышки в колодцах и кожухах закрыть, в муфтах и фланцевых соединениях заменить неисправные прокладки и сальники.
Зимой необходимо удалять снег с фронтов слива/налива, расчищать от снега дороги и т.д.
Подготовка полимерного резервуара к зиме практически ни чем не отличается от постоянного обслуживания. Это осмотр и оценка состояния. Проверка рабочего состояния всей трубопроводной системы с клапанами и соединениями, рабочего состояния термоматов. При отсутствии утепления нефтебазы, следует установить термоматы, накрыть резервуарный парк укрывным материалом.
Большое сложное хозяйство нефтебазы требует постоянного внимания и хлопот, полимерные резервуары являются более простым и экономичным решением для организации топливохранилища.